?

Log in

Желтый экодом

Костыль для технологий дистанционного обучения. Технари vs гуманитарии.

Те кто периодически пересекает Беларускую границу, наверняка обращали внимание на то, как наши пограничники пытаются улучшить систему пропуска. В частности недавно было принято решение о том, что люди из автомобиля не должны выходить для того, чтобы проходить паспортный или таможенный контроль, а могут подавать документы прямо из автомобиля (принцип «одного окна»!). Начинание, которое нельзя не приветствовать. Однако то, как были вынуждены пограничники его реализовать в силу ряда объективных обстоятельств? На пунктах пропуска появились дополнительные сотрудники, в задачи которых входит принять документы у водителя и пассажиров и отнести в окошко паспортного контроля. А все потому, что в те времена, когда пункты пропуска строились, эти окошки сделали не на уровне окна водителя, а значительно выше (в расчете на удобство стоящего человека). А еще потому, что в современном мире (причем во всем, не только в Беларуси) решения принимаются исходя из экономической целесообразности – в сравнении со стоимостью переделки помещений для паспортного контроля оказывается выгоднее содержать сотрудника по доставке паспортов.

Наблюдая в очередной раз данный процесс из окошка автомобиля во время возвращения с конференции по проблемам дистанционного обучения (см http://ehu-elearning-conference.ehu.lt) я понял, что процессы, происходящие на нашей границе и в среде экспертов по дистанционному обучению – очень схожи. И это очень сильно огорчило.

Начнем с того, что это уже третья конференция за прошедший год, которая посвящена дистанционному обучению, но которая никак не представлена в этом самом дистанционном формате. Даже совершенно банальную видеотрансляцию презентаций (в режиме «говорящая голова», про вебинар я не говорю) почему-то не получается организовать. На текущий момент даже рабочие материалы конференции на сайте недоступны. Презентации докладов тоже. Более радикально высказался один из докладчиков, заявив что количество глюков с техникой, неоткрывающиеся Power Point презентации, сбои микрофона и звука – явно не соответствуют теме конференции, участники которой по определению должны как рыба в воде ориентироваться в технических нюансах компьютерной техники.

А на границе я понял, что все что происходит в сфере дистанционного обучения – напоминает нам того самого пограничника, который доставляет паспорт от водителя к паспортному контролю. Пока большинство действий в сфере дистанса – это попытка скрестить традиционные формы обучения с современными технологиями. Попытка приставить к костыль, который позволит архаичным методам обучения, оценки качества обучения передвигаться в современном мире.

А еще понял, что прорыва в дистанционном обучении не произошло. И не произойдет в ближайшее время. А если произойдет – то не в нашей стране. И не в России. По крайней мере до тех пор, пока люди, занимающиеся проблемами обучения (из области педагогики, психологии например) не сделают усилие, и не освоят те инструменты которые доступны. И не сделают (неэффективное с точки зрения экономики) решительное действие – снесут устаревшее и построят современное здание для «паспортного контроля». То есть не откажутся от всего того балласта, который тянется из прошлогоо и не начнут думать по-новому. Принципиально по-новому.

Чудо может случиться, если только аналогичный процесс не пойдет со стороны технарей – которые наконец то снизойдут до общения с простыми людьми, и не переведут свои решения и технологии с птичьего языка на человеческий.

Жизнь показывает, что второй сценарий последнее время чаще срабатывает, и, вероятно, более реалистичный. Например – появление Скайпа. Пока телефонные кампании пытались приставить костыли к своим технологиям, создавали стандарты и решения, внедрение которых требует оплатить услуги консультантов на сумму, соизмеримую со стоимостью «железа», группа хакеров нашла способ сделать решение «с одной кнопкой» понятное простому человеку. И придумала хакерский способ его распространить. Потом его выгодно продала, заодно поставив с ног на голову весь рынок международной голосовой и в определенной части – видео- связи.

А пока наши «академики» организовывают перевод старых учебных курсов в дистанционный формат (как заметил один из выступающих экспертов – реально переводом бумажного контента в электронный формат) наши американские коллеги просто отказались от предоставления контента в рамках дистанционного обучения вообще! И действительно – если есть google, если издательства выкладывают свои книги и учебники в электронном виде, если книги можно купить и скачать в электронном формате – зачем заниматься надиктовыванием лекций студентам? Зачем контролировать «знания», которые сейчас можно получить путем ввода запроса в поисковую систему? Очевидно что незачем!

Так кто же сделает прорыв? Все-таки гуманитарии, которые осознают необходимость выбросить временные «костыли» и все-таки освоить новые возможности, осознать новые вызовы? Или технари, которые поймут что без гуманитарных знаний они производят и продают очередные «костыли»?

Comments

я бы им предложил на границе поставить макдрайв - чтобы вместе с заказом и паспорта сдавались, а потом на выезде тебе и и пропечатанный паспорт с пирожком внутри возвращают.
Вообще то паспорта уже давно не пропечатывают. Так что пирожок не прокатит.
А еще, стебаться с наших погранцов не стоит - они очень быстро все делают и, в целом, все у них организовано толково. За последние несколько лет почти всегда проблемы с задержками на границы были по вине второй стороны (Поляки, Литовцы, Украинцы...)
кстати, то, что они перестали засорять паспорт излишними штампами несколько лет назад явилось для меня первым сигналом о том, что в этой сфере люди нормально рефлексировали по поводу своей работы.
Ну они рефлексируют в меру своих полномочий и возможностей, ну и интересов тоже.
Но я в общем то про дистанс более говорил чем про пограничников :)
Ты знаешь, что кроме рефлексии влияния новых технологий на образовательный процесс, я бы по результатам этой конфы выделил еще несколько проблем:
- учебное заведение должно иметь четкую концепцию в какой сфере оно работает - в "дистанте" или в "традиционной", поскольку это совершенно разные целевые аудиториии и, в большинстве своем, это разные курсы
- учебное заведение должно решить для себя - оно работает с массовым и однотипным обучением (поточное производство, в результате которого получают однотипное образование) или оно работает индивидуально с каждым студентом и образование каждого студента на выходе из вуза разное.
И судя по всему, ЕГУ никак не может принять решение ни по одной из этих трех проблем.
Поэтому прорыв - дело техническое :) Главное бы с проблемами разобраться, поскольку без ясности в голове - о каких прорывах можно вести речь?