?

Log in

Руки в клеточку

Способность договариваться как компетенция.

Перманентный загруз и резкопошатнувшееся здоровье не позволяют активно писать в блог. Да и писать хочется что-то по-существу и полезное. А все что по-существу и полезное уходит в книги, над которыми работаю. И в силу этой работы, а также большого количества консультаций по проектам, все чаще стал задумываться о том, какие квалификационные требования нужно предъявить к менеджерам проекта, чтобы тот оказался способным планировать и управлять этим самым проектом.


Интересно наблюдать, как один и тот же алгоритм планирования исполняют разные люди, но при этом у одних получается интересный, инновационный проект, реализовать который получается с минимальными ресурсами, при этом эти самые ресурсы готовы вкладывать сами участники проекта. У других – наоборот – проект получается сложный, неинновационный, а участники проекта готовы работать только за зарплату, причем весьма и весьма высокую. Те же проблемы возникают с фондрайзингом, поиском партнеров и т.п. Так в чем же секрет?

Секрет в том, что есть определенные навыки, или компетенции, которые нужно развивать для того, чтобы одно и то же действие приводило к реальному и нужному (а не фиктивному) результату. Причем сами компетенции не всегда оказываются очевидны из алгоритма.

Например – способность договариваться. Вроде бы банальная вещь, а ведь именно на ней построена часть методологии LFA по анализу заинтересованных сторон. Фасилитатор должен помочь заинтересованным сторонам договориться о интересах и сотрудничестве.

Недавно, проезжая на автомобиле мимо Комаровки (рынок в центре Минска) обнаружил очередь на маршрутку. Люди стоят и ждут маршрутку определенного номера. Хмуро так стоят и смотрят вдаль. Маршрутки ходят раз в 15-20 минут, в одну помещается около 9 человек. Судя по очереди – тем, кто в конце, ждать своей очереди минимум минут 40. Я задумался. Билет на маршрутку стоит около 1800 рублей. Проезд на такси (обычном) стоит столько-же за километр. Получается, что если 4 человека договорятся и вызовут такси – 4 км они проедут за те же деньги, что и на маршрутке. Такси ждать 5-10 минут, а доплатив по 500-1000 рублей с носа, можно быстро и с комфортом доехать почти по любому маршруту ожидаемой марщрутки (для знающих Минск – проезд на такси от Комаровки за кольцевую в Ждановичи обходится около 20 тыс рублей).

Налицо факт, что стоящие в очереди могут сэкономить время если договорятся. На лицо интерес. Налицо выгода. Но почему-то это не происходит. Люди стоят и хмуро ждут маршрутку. Причина в том, что нужно четырем человекам договориться между собой. А они это не умеют делать. Этому нас не учили в школе, и в ВУЗе, и на работе не учат. И по этому, когда начинающий проектный менеджер начинает собирать заинтересованные стороны и пытаться достичь договоренности – у него не получается. И сам не умеет, и люди не способны договариваться. А если еще и интересы не совпадают – вообще беда.

Способность договариваться – это навык. Можно прочитать много книг, но это не поможет - нужно тренироваться. И что интересно, совсем не обязательно тренироваться на планировании проектов. Нужно просто тренироваться договариваться. В любой ситуации. «Набивать шишки» в тех областях, где не больно, нет опасных последствий и быстро появляется результат. Если станет получаться находить общий интерес нескольких людей и договариваться действовать вместе – значит и первый этап LFA вы сможете пройти. Навык тот-же, только содержание другое."
Tags:

Comments

зато мы умеем договариваться с гаишниками, чиновниками и т.д. так, как ни один немец не сможе ;-)